Пятница, 03.05.2024
Эксплуатация систем газоснабжения
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2019 » Июнь » 20 » Запасы нефти и газа истощены, трубопроводы изношены. Что будет завтра?
23:37
Запасы нефти и газа истощены, трубопроводы изношены. Что будет завтра?

Впрочем, колебания цен на нефть вызывают краткосрочные, хотя подчас и ощутимые потери для экономики страны. Другое дело — возможные последствия нынешнего состояния отечественных нефтепроводов и геологоразведки, пишет "Коммерсантъ". "Транснефть" не скрывает: более половины трубопроводов перешагнули 30-летний рубеж. А где-то их возраст приближается и к полувековой отметке. Как, например, у "Дружбы". Эксперты из числа проектировщиков и строителей нефтепроводов бьют тревогу: "латание дыр" на трубах не снимает проблемы, а лишь усугубляет их.
В ноябре прошлого года СМИ передали сенсационную весть: Россия отказывается от нефтепровода "Дружба". Руководство "Транснефти" поспешило дать опровержение, но специалисты этому были явно не рады.
"Давно пора!" — убежден один из создателей отечественной трубопроводной системы, профессор, автор теории проектирования магистральных газопроводов в сложных условиях Петр Бородавкин. По его словам, "Дружба" будет мучить руководство страны и корпорации "Транснефть", пока не будет заменена полностью: "Ее возраст, если соотносить с человеческой жизнью,— это столетий рубеж, так что аварии происходят если не каждый день, то через день — точно".
"Транснефть", правда, утверждает, что аварий в подвластной ей системе в последние годы стало меньше: трубы чинят согласно плану. Например, в этом году намерены заменить 976 км трубопроводов. Но устарела ведь добрая половина всех трубопроводов. Да и ремонт, как утверждают эксперты, тут вряд ли поможет, разве что ненадолго отсрочит неизбежное — трубопроводы старше 30 лет априори ненадежны. Их надо полностью менять, а еще лучше — строить новые. В противном случае аварии станут нормой: трубы изо дня в день подвергаются воздействию различных сил и сред как изнутри, так и снаружи, металл стареет и ржавеет. Срок годности есть у всего, в том числе и у трубопроводов.
В "Транснефти" иное мнение: там убеждены, что труба трубе рознь. По словам вице-президента корпорации Михаила Баркова (см. его интервью "Огоньку" "Нефтепровод Нобеля проработал больше 100 лет"), "если сделать качественную трубу, она долго проработает". В пример ставится нефтепровод, "построенный Нобелем в 1908 году" и лишь недавно демонтированный. Что ж, упомянутый нефтепровод и правда один из старейших. Труба Баку — Батуми протяженностью 1100 км, спроектированная Шуховым, уникальна: она стыковалась на фланцах вручную, болтами. Сегодня такое было бы неоправданно дорого что по деньгам, что по времени: шуховскую трубу клали три года, тогда как сейчас аналогичный объем делают за год. Не говоря уже о том, что та труба была узкой — 219 мм диаметром в противовес нынешним 1400 мм. Да и качать нефть по ней перестали давно, хотя окончательно растащили на металлолом относительно недавно. Словом, как исторический пример живучести она не подходит: сегодня не те размеры, технологии и качество строительства.
Другое дело, если постепенная замена труб приводит к модернизации трубопровода. Но это явно не наш случай: "Замены всего участка от одной насосной станции до другой не делают,— утверждает Бородавкин.— Я видел — ставят врезки (так называемые катушки.— "О"). Этот мелкотравчатый ремонт лишь поддерживает плачевное состояние, в котором находится труба. Да и выходит такая починка дороже, потому что катушки рано или поздно сами становятся местом аварий: сварка идет в полевых условиях со всеми огрехами". Эксперт добавляет, что такой "точечный" ремонт возможен не всегда и не везде: часть труб проложена в малодоступных местах, например в болотах.
То, что "Транснефть" закопала российский участок "Дружбы", решает проблему бытового воровства (врезок в трубу), но не износа системы — ржавеет-то труба по-прежнему! И течет, даже будучи в земле. Бородавкин убежден: если законсервировать статус-кво, латая образующиеся трещины и разрывы, то масштабной катастрофы, после которой прокачка нефти станет невозможной, осталось ждать недолго.
Исправить ситуацию можно, или заменив нынешний нефтепровод по частям — от одной насосной станции до другой (по 100-120 км), или — что лучше — построив новую трубу по тому же маршруту. Беда в том, что если нынешнюю "Дружбу", несмотря на ее аварийность, хотят использовать все, то тратиться на строительство новой никто не желает.
Между участниками конвенции нет доверия. Да и откуда ему взяться? Проблемы "по политической части" перманентно возникают то с Белоруссией, то с Украиной. Сегодня, например, Россию беспокоит перекачка нефти по аверсу на участке нефтепровода Одесса — Броды. Опять чистой воды политика: эту ветку "Дружбы" пустили "вспять" именно из-за перебоев в поставках российской нефти в Белоруссию и Литву. Позднее украинским властям потребовалась нефть для работы собственных НПЗ. Так как договориться с Москвой не удалось, закупили черное золото в Азербайджане и Венесуэле.
Соглашение о создании нефтепровода "Дружба" было подписано 18 декабря 1959 года руководителями СССР, Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР. Строительство велось с 10 декабря 1960 года до 15 октября 1964 года. Нефтепровод берет начало в Альтемьевске (Татарстан), проходит по территории девяти российских регионов через Самару и Брянск до Мозыря (Белоруссия), а затем разветвляется на два участка: северный (по территории Белоруссии в Польшу, Германию, Латвию и Литву) и южный (по территории Украины в Чехию, Словакию и Венгрию). На своем пути "Дружба" пересекает Волгу, Оку, Днепр, Днестр, Вислу и Дунай. В 1969-1974 годах из-за возросшей потребности стран Европы в нефти по тому же маршруту была проложена вторая очередь трубопровода — "Дружба-2", позволившая удвоить экспорт черного золота из СССР. С июля 2006 года, после аварии в Брянской области, прокачка нефти в Прибалтику полностью прекращена. В настоящее время "Дружба" является крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, общей протяженностью 8,9 тысячи километров (из них 3,9 тысячи на территории России). В ее составе 45 основных и 38 промежуточных насосных станций. Мощность нефтепровода — 66,5 млн тонн в год. Российский отрезок эксплуатируется компанией "Транснефть". На обслуживании технических сооружений "Дружбы" заняты около 4 тысяч человек.
Недоверие и политические разногласия не позволяют построить новую "Дружбу". Выход, найденный российским властями,— строительство новой системы — БТС-2. Но эта труба не способна полностью заменить "Дружбу": не те объемы прокачки, да и инфраструктура в Восточной Европе построена с таким расчетом, чтобы принимать нефть именно из "Дружбы".
Могут возразить: "Дружбой" с ее проблемами российская нефтепроводная система не исчерпывается, ведь строят же и новые объекты. Настоящим суперпроектом, например, стала ВСТО ("Восточная Сибирь — Тихий океан"). Оказывается, однако, что и ВСТО вызывает у специалистов не меньше опасений по части возможной аварийности, чем "Дружба". По словам Бородавкина, "маршрут трубы изменили по решению Путина, пустили в обход Байкала, но должного изыскания трассы не провели, все делали в спешке, в результате труба проложена по склонам, подчас прямо по камням".
Между тем строительство любого трубопровода предваряют изыскания на местности — определение свойств и характеристик грунтов, на которые ляжет труба. С ВСТО слишком торопились. В результате за Байкалом труба частенько проходит по склонам возвышенностей. А в горах, как известно, грунты всегда подвержены оползням. Удержать их на склоне технически невозможно. Вот и получается, что труба рано или поздно оказывается лежащей на камнях. Значит, вмятины, а их нужно вырезать, ставить катушки. "На ВСТО катушек уже сейчас немало, сам видел",— утверждает Бородавкин.

Просмотров: 361 | Добавил: unsibta1988 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz